Саудовская Аравия

Флаг Саудовской Аравии

Флаг Саудовской Аравии

Флагом первого государства Саудидов было зеленое знамя с белым полумесяцем. Однако ваххибиты в качестве знамени использовали зеленое полотнище с шахадой (исламским символом веры: "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") на арабском языке. В 1902 г. Абдель Азиз принял флаг с шахадой в качестве государственного, добавив на него меч. Дизайн флагна неоднократно менялся: появлялись и исчезали белые кромки, менялся шрифт, мечей становилось два. Современный дизайн флага был утвержден в 1973 г.

Из особенностей флага следует отметить, что он сшивается из двух полотнищ, чтобы текст можно было прочесть с обоих сторон. Поскольку шахада священна для мусульман, саудовский флаг запрещено изображать на футболках (в случае крайней необходимости, например на форме спортсменов во время международных соревнований, изображают флаг с одним лишь мечом), и его не приспускают в случае траура.

Герб Саудовской Аравии

Герб Саудовской Аравии

Герб Саудовской Аравии утвержден в 1950 г. На нем изображены пальма и два меча. Пальма является главным деревом Саудовской Аравии, а два меча символизируют два рода, основавших Саудовскую Аравию: ас-Сауд и аль-Ваххаб.

Королевский дворец в Эр-Рияде
Королевский дворец в Эр-Рияде

Другие государства на территории Саудовской Аравии

Асир
Джебель-Шаммар
Хиджаз

Королевство Саудовская Аравия

Территорию Аравийского полуострова с третьего тысячелетия до н.э. населяли кочевые семитские племена — предки современных арабов, ассимилировавшие негроидное население юга полуострова. В первом тысячелетии до н.э. на юге полуострова стали складываться древнеарабские государства — Минейское, Сабейское, Химьяритское царства. Среди населения Северной Аравии долгое время преобладали родоплеменные отношения, но постепенно и там из племенных союзов стали образовываться рабовладельческие государства, в частности, Набатея. В I в. до н.э. Северная Аравия попала под власть Римской империи, а после ее распада стала ареной борьбы между Византией и государством Сасанидов. Что касается запада и юга полуострова (Хиджаза, Асира и Йемена), то они оказались на пересечении торговых путей между Средиземноморьем, Индией и Африкой, что способствовало появлению и росту городов, таких как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина). Одновременно с развитием торговли в этих районах стали распространяться христианство и иудаизм.

К V в. н.э. в центральной области Аравии — Неджде — сформировался союз арабских племен во главе с племенем Кинда, который распространил свое влияние на юг и восток полуострова. Около 529 г. союз распался, и Аравия стала ареной борьбы между эфиопскими и персидскими правителями. Борьбу против захватчиков возглавило племя курейшитов из Мекки. Из этого племени происходил пророк Мухаммед, благодаря деятельности которого в VII в. в Аравии возникла новая религия — ислам. Именно ислам стал тем стержнем, вокруг которого разрозненные кочевые племена Аравийского полуострова объединились в арабскую нацию, и возникло новое теократическое государство — Арабский халифат со столицей в Медине.

В результате стремительного расширения к середине VIII в. под властью халифов оказались помимо Аравии Междуречье, Палестина, Сирия, Персия, Закавказье, Северная Африка и Пиренейский полуостров. Столица халифата была перенесена из Медины сперва в Дамаск, а затем в Багдад. Это привело к тому, что Аравия стала окраиной огромного государства.

За быстрым ростом Халифата последовал столь же быстрый распад. Начиная с IX в. на территории Аравийского полуострова существовали несколько самостоятельных государственных образований, среди которых выделялся Хиджаз — центр ислама. Хиджаз находился в вассальной зависимости сначала от Фатимидов, затем — от Айюбидов и мамлюков. В 1517 Западная Аравия, включая Хиджаз и Асир, были подчинены Османской империи. В середине XVI в. власть турецких султанов распространилась на Эль-Хасу, область на побережье Персидского залива. С этого момента и до конца Первой мировой войны Западная и Восточная Аравия входили (с перерывами) в состав Османской империи. Значительно большей самостоятельностью пользовался Неджд, население которого составляли бедуины и земледельцы оазисов. Весь этот район представлял собой огромное количество мелких феодальных государственных образований с самостоятельными правителями практически в каждом селении и городе, постоянно враждовавшими между собой. Аравия, и особенно Мекка, были для турок важной, но слишком удаленной провинцией, и они предпочитали сохранять здесь местных правителей, с помощью интриг поддерживая распрю между ними.

К началу XVIII в. Османская империя вступила в полосу заката. Ее провинции приобретали все большую самостоятельность. В Мекке фактически вся власть оказалась в руках местных шерифов, а назначаемые из Стамбула паши в Хиджазе порой вообще не появлялись. В первой половине XVII в. фактической независимости добился Йемен, а в 1670-х годах шейх Баррак из племени бану халид изгнал турков из Эль-Хасы.

В конце XVII — начале XVIII в. Аравия оказалась фактически предоставлена самой себе и вступила в полосу междоусобных войн между кочевниками Неджда, хасцами и хиджазцами, а также между представителями правящих верхушек в каждом из регионов.

Корни современной аравийской государственности лежат в реформаторском движении середины XVIII в., называемом ваххабизмом. Оно было основано проповедником Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом. Главной идеей ваххабизма являлось очищение ислама от всяких примесей, толкований, нововведений. Ваххабиты выступали против поклонения могилам святых и разным местным святыням. Они проповедовали безусловное единобожие, а всех мусульман они рассматривали как представителей единой нации, "уммы". Таким образом, ваххабизм стал идеологическим обоснованием объединительных тенденций в Аравии.

Около 1744 г. Ибн Абд аль-Ваххаб поселился в городе Эд-Диръия в Неджде, где познакомился с местным эмиром, честолюбивым Мухаммедом ибн Саудом. Пользуясь идеологической поддержкой ваххабитов, Ибн Сауду удалось объединить часть племен центральной и восточной Аравии в религиозно-политическую конфедерацию, целью которой стало распространение ваххабитского учения и власти недждийских эмиров на территорию всего Аравийского полуострова.

Унаследовавший Мухаммеду эмир Абдель Азиз провозгласил себя имамом, объединив в своих руках как светскую, так и духовную власть. Собрав многочисленную (около 100 тысяч человек) армию, он продолжил объединение земель под знаменем ваххабизма. К началу XIX в. им были захвачены Эль-Хаса и Эль-Катиф, все побережье Персидского залива от Кувейта до Омана, включая острова, Асир и Абу-Ариш. Однако за пределами Аравийского полуострова ваххабизм не нашел поддержки. Набег на Ирак в 1802 гг. и разграбление Кербелы, шиитской святыни, восстановили шиитов против ваххабитов. В 1803 г.  шиит-смертник убил Абдель Азиза прямо в мечети Эд-Диръии. Но при его наследнике ваххабитская экспансия продолжилась: в 1806 г. эмир Сауд ибн Абдель Азиз взял Мекку и подчинил весь Хиджаз.

Расширение сферы влияния ваххабитов уже давно беспокоило Османскую империю, а захват ими Мекки и Медины нанесло серьезный удар по ее престижу. Духовенство империи провозгласило фетву (религиозный эдикт), объявлявший ваххабитов вне закона. На подавление ваххабитского движения была брошена армия египетского паши Мухаммеда Али. В 1812 г. египетская армия взяла Медину, а в январе следующего года Мекку, Таиф и Джидду. В 1815 г. ваххабиты потерпели серию тяжелых поражений, но в мае Мухаммеду Али понадобилось срочно покинуть Аравию. Был подписан мир, по которому Хиджаз отходил к Египту, а эмир Абдалла ибн Сауд сохранял за собой центральные области Аравии, признавая сюзеренитет турецкого султана. Перемирие оказалось недолгим, и в 1816 г. боевые действия возобновились. Заручившись поддержкой многих племен, командующий египетской армией Ибрагим-паша вторгся в Неджд и в 15 сентября 1818 г. взял Эд-Диръию. Эмир Абдалла ибн Сауд сдался в плен, был доставлен в Каир, а оттуда в Стамбул, где был публично казнен.

Однако египетская оккупация продлилась недолго. Недовольство коренного населения египтянами привело к возобновлению ваххабитского движения и восстанию. Антиегипетскими настроениями воспользовался Турки ибн Абдалла, представитель боковой ветви Саудидов. В 1823-1824 гг. он взял под свой контроль центральные области Аравии и восстановил государство Саудидов, только столица из разрушенной Эд-Диръии была перенесена в Эр-Рияд. Поначалу Турки признавал себя вассалом турецкого султана, но к 1827 г. выбив из страны остатки египетских войск, возобновил ваххабитскую экспансию. В 1830 г. вновь была захвачена Эль-Хаса, а три года спустя ваххабитам подчинялось все побережье Персидского залива. Хотя египтяне сохраняли за собой только Хиджаз, они продолжали влиять на ситуацию на полуострове с помощью политических интриг, сажая на ваххабитский престол угодных им людей. За короткое время Турки удалось восстановить относительную стабильность в Неджде. Но в 1834 г. он был убит родственником Мишари ибн Абдуррахманом, и Неджд вновь погряз в междоусобицах, пока наконец в 1843 г. на троне не  укрепился сын убитого эмира Фейсал ибн Турки. В короткий срок ему удалось восстановить практически распавшийся эмират. На протяжении последующих трех десятилетий Неджд вновь стал играть ведущую роль в политической жизни центральной и восточной Аравии. Его экспансию на побережье Персидского залива остановила лишь Великобритания. Вместе с тем, центральная власть эмира оставалась слабой; вассальные племена постоянно враждовали между собой и поднимали восстания.

После смерти Фейсала в 1865 г. ситуация усугубилась династическими распрями. Неджд оказался поделен на три части между сыновьями Фейсала, которые спорили между собой за старшинство. Каждый из братьев создавал собственные группировки, в результате чего единство ваххабитской общины было нарушено. Воспользовавшись ситуацией, в 1871-72 гг. османы оккупировали Эль-Хасу и Асир.

На фоне этой борьбы Саудиды оказались отодвинутыми в тень соперничающей с ними династией Рашидидов, правивших с 1835 г. эмиратом Джебель-Шаммар. Долгое время Рашидиды считались вассалами Саудидов, но постепенно, взяв под свой контроль торговые караванные пути, обрели могущество и независимость. Проводя политику религиозной терпимости, эмир Мухаммед ар-Рашид сумел объединить под своей властью Джебель-Шаммар и Касим. Признав себя вассалом турок, он начал борьбу с Саудидами. В 1887 г. эмир Неджда Абдалла ибн Фейсал, свергнутый своими племянниками, обратился за помощью к Ар-Рашиду. Тот взял Эр-Рияд, поставив там своих губернаторов. Абдалла оказался в почетном плену и вскоре умер. Его младший брат Абдуррахман попытался восстановить независимость Неджда, но потерпел поражение и бежал в Кувейт. Так Джебель-Шаммар стал самым влиятельным государством на Аравийском полуострове. Владения рашидидских эмиров распространились от границ Дамаска и Басры на севере до Асира и Омана на юге.

В 1901 г. на фоне кувейтского кризиса, в который были вовлечены ведущие мировые державы, Саудиды возобновили борьбу за Эр-Рияд. В январе 1902 г. в результате дерзкого налета Абдель Азиз, сын Абдуррахмана, взял Эр-Рияд, а к весне 1904 г. восстановил власть над большей частью Неджда. Рашидиды обратились за помощью к Османской империи, но войска султана потерпели поражение и были вынуждены покинуть полуостров. Султан признал Абдель Азиза своим вассалом в Неджде. В 1906 г. эмир Джебель-Шаммара Митаб признал власть Абдель Азиза над Недждом и Касимом, а султан Абдул-Хамид II подтвердил это соглашение.

Как и его предки, Абдель Азиз стремился к объединению Аравии в единое теократическое государство. Для этого он расставил на ответственные посты своих родственников. Чтобы добиться лояльности бедуинских племен, эмир по совету ваххабитских старейшин стал переводить их к оседлому образу жизни. Для этого было основано военно-религиозное братство ихванов, которым предписывалось переселяться в земледельческие общины, любить свою родину, беспрекословно подчиняться имаму-эмиру и не вступать ни в какие контакты с европейцами. С помощью ихванов Абдель Азиз установил полный контроль над Недждом, захватил Эль-Хасу и области, граничащие с Абу-Даби и Маскатом. В 1914 г. султан был вынужден образовать новый вилайет Неджд, вали (губернатором) которого стал Абдель Азиз.

Однако Османская империя доживала последние дни. Великобритания, политический противник османов, воспользовалась возможностью нанести империи удар изнутри. В 1915 г. Абдель Азиз был признан суверенным эмиром Неджда, Касима и Эль-Хасы, обязанным оказывать Великобритании военную помощь в обмен на финансовую поддержку. Одновременно Великобритания обещала признать независимость будущего государства Хашимитов "в его естественных границах" (часть Сирии, Палестина, Ирак и весь Аравийский полуостров, за исключением британских протекторатов и территорий Западной Сирии, Ливана и Киликии, на которые претендовала Франция), после чего Великий шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими объявил о независимости Хиджаза от Османской империи и провозгласил себя сначала его королем, а затем и "королем всех арабов". (Если быть более точным, то титул Хусейна, равно как и впоследствии титул правителей Неджда и Саудовской Аравии, звучал как "малик", но в русскоязычной литературе его традиционно переводят как "король"). Однако Великобритания нарушила собственное обещание и признала Хусейна только королем Хиджаза. Несмотря на это, к июлю 1917 г. арабы очистили Хиджаз от турок, а на Каирской конференции 1921 г. был завершен процесс отделения арабских государств от Османской империи.

Вслед за обретением независимости возобновились стычки между арабскими государствами. В 1920 г. войска Неджда захватили Верхний Асир, а на следующий год к владениям Саудидов был присоединен Джебель-Шаммар. 22 августа 1921 г. Абдель Азиз ибн Сауд был провозглашен султаном Неджда и зависимых территорий. В последующие два года Саудиды захватили Эль-Джауф и Вади-ас-Сирхан и двинули свои войска на север, на Ирак, Кувейт и Трансиорданию. Не желая чрезмерного усиления Неджда, британцы поддержали Хашимитских правителей Ирака и Трансиордании. Саудиды потерпели поражение.

В 1924 г. король Хиджаза Хусейн объявил о принятии титула халифа всех мусульман, что привело к новому конфликту между Недждом и Хиджазом. В том же году войска Неджда вторглись в Хиджаз и взяли Мекку. Хусейн отрекся от престола в пользу сына Али, но Саудиды в следующем году продолжили наступление. В августе Саудиды взяли Джидду и Медину, после чего Али был низложен. По итогам войны Хиджаз был присоединен к Неджду. 8 января 1926 г. в Большой мечети Мекки Абдель Азиз ибн Сауд был провозглашен королем Хиджаза и султаном Неджда. 16 февраля Советский Союз первым признал новое государство и установил с ним дипломатические отношения. В 1927 г. Абдель Азиз изменил свой титул на "король Хиджаза, Неджда и зависимых территорий". В том же году независимость королевства признала Великобритания.

В 1928 г. в королевстве вспыхнуло восстание вышедших из-под контроля ихванов. Получив благословение от улемов, Абдель Азиз сформировал небольшую армию из членов лояльных ему племен и вытеснил мятежников на территорию Кувейта. Там они были окружены английскими войсками, а их лидеры выданы Абдель Азизу. С поражением ихванов племенные объединения потеряли свою роль главной военной опоры Ибн Сауда. В ходе гражданской войны мятежные шейхи и их дружины были полностью уничтожены. Эта победа стала завершающим этапом на пути создания единого централизованного государства.

22 сентября 1932 г. Абдель Азиз ибн Сауд изменил название своего государства на "Королевство Саудовская Аравия". Тем самым он хотел не только покончить с хиджазским сепаратизмом, но и подчеркнуть роль правящей династии в создании централизованного аравийского государства.

Международное признание молодому государству далось нелегко. Политика религиозной нетерпимости привела к отчуждению Саудовской Аравии от большинства мусульманских стран. Саудовская Аравия так и не вступила в Лигу Наций, но после Второй мировой войны она стала одним из основателей ООН и Лиги Арабских Государств.

Ситуацию в стране коренным образом изменило открытие богатейших нефтяных месторождений в Эль-Хасе в 1938 г. В 1945 г. монополию на разработку нефтяных месторождений получили США. Именно нефть стала источником богатства и процветания государства. Однако отношения королевства с соседями оставались неровными. Саудовская Аравия выступала против создания "Организации Ближневосточного Сотрудничества", продолжались конфликты с Абу-Даби и Маскатом из-за приграничного оазиса Эль-Бурайми.

Огромные расходы короля Сауда на личные нужды подорвали Саудовскую экономику. Несмотря на баснословные доходы от продажи нефти, у страны рос внешний долг, а внутренняя валюта девальвировалась. Под давлением членов королевской семьи в 1958 г. Сауд передал всю полноту законодательной и исполнительной власти премьер-министру, младшему брату Фейсалу, а 2 ноября 1964 г. был вовсе смещен с трона. Королем был провозглашен принц Фейсал.

Новый монарх взял курс на постепенную модернизацию королевства. При нем началось внедрение западных технологий в промышленности и социальной сфере, была проведена реформа систем здравоохранения и образования, появилось национальное телевидение. Во внешней политике были разрешены пограничные споры с Иорданией, Катаром и Бахрейном. В 1970 г. была прекращена гражданская война в ЙАР, где Саудовская Аравия поддерживала сторонников свергнутого имама. В арабо-израильской войне 1973 г. Саудовская Аравия поддерживала Египет и Сирию и даже на некоторое время ввела эмбарго на поставку нефти в США. Нормализация отношений с Америкой произошла лишь после подписания перемирия между Израилем, Египтом и Сирией в 1974 г.

В 1975 г. король Фейсал был убит одним из своих племянников, и на престол взошел его брат Халид. Он был слаб здоровьем, а потому фактическая власть оказалась в руках его брата Фахда. Тот продолжил консервативную политику своего предшественника. Благодаря огромным доходам от нефти и своему военно-стратегическому положению, роль королевства в региональной политике и международных экономических и финансовых вопросах возросла.

Исламская революция 1978-79 гг. в Иране привела к вспышке исламского фундаментализма в мире. В Саудовской Аравии произошли крупные антиправительственные выступления. К тому же, в начале 1980-х годов резко упали цены и спрос на нефть, что привело к кризису в саудовской экономике, очередному обострению внутренних противоречий и внешнеполитической ситуации в регионе.

Во время ирано-иракской войны Саудовская Аравия поддерживала Ирак. В ответ на это последователи аятоллы Хомейни регулярно пытались сорвать ежегодный хадж в Мекку. Саудовская Аравия была вынуждена разорвать дипломатические отношения с Ираном. Во время войны в Персидском заливе 1990-91 гг. Саудовская Аравия оказалась под угрозой иракского вторжения. На территории страны были развернуты многотысячные американские и союзнические  военные силы. Король Фахд внес большой личный вклад в создание антииракской коалиции арабских государств.

После Войны в Заливе Фахд под давлением либералов приступил к политическим реформам. В частности, был создан Консультативный совет, реформирован Совет министров и изменено административно-территориальное деление страны. Однако реформы не смогли решить противоречий, назревших в саудовском обществе. Пребывание на саудовской территории американских войск противоречило доктринам ваххабизма, и в 1990-х годах в королевстве произошло несколько терактов против американцев. Саудовская Аравия была одной из двух стран, которая признала режим талибов в Афганистане. Отношения с США еще более ухудшились после событий 11 сентября 2001 г. Вашингтон обвинил Саудовскую Аравию в финансировании международных террористических организаций, в частности, "Аль-Каиды". Однако на разрыв отношений с Саудовской Аравией США не пошли.

В 2003 г. в Саудовской Аравии были созданы две правозащитные организации, а в 2005 г. впервые были проведены выборы в местные органы власти.

Несмотря на проведенные реформы, Саудовская Аравия является одной из наиболее закрытых и консервативных стран мира. Вся полнота власти находится в руках короля, он же является духовным лидером страны. Власть его ограничена лишь нормами шариата. Это делает Саудовскую Аравию наряду с Ватиканом единственной абсолютной теократической монархией в мире. Трон передается по наследству. Право на престол законодательно закреплено за сыновьями и внуками первого короля Абдель Азиза ибн Сауда, однако порядок наследования четко не определен: наследник выбирается специальным Советом из числа наиболее влиятельных родственников короля.

Конституцией Саудовской Аравии объявлен Коран; все законодательство основано на исламском праве. В стране запрещено какое-либо обсуждение существующего строя. Действует религиозная полиция (муттава), следящая за соблюдением норм ислама. Жестоко караются употребление алкоголя и наркотиков, воровство и убийство; практикуются публичные казни. Права женщин сильно ограничены, причем все ограничения распространяются и на иностранных граждан, находящихся на территории Саудовской Аравии. Несмотря на союзнические отношения с Западом, Саудовскую Аравию часто критикуют за снисхождение к исламскому радикализму. Саудовская Аравия является родиной бывшего международного "террориста №1" Усамы бен Ладена; на ее территории находят убежище многие исламские боевики.

Беспорядки в арабском мире в 2011 г. практически не коснулись Саудовской Аравии. Были зафиксированы лишь волнения шиитов в Эль-Катифе, подавленные властями с применением оружия. В настоящее время любые митинги и манифестации в Саудовской Аравии запрещены как противоречащие нормам шариата. Полиция получила право применять любые средства для пресечения незаконных собраний.

Первое государство Саудидов
Эмиры Эд-Диръии

Саудиды
Мухаммед ибн Сауд [1] 1744-1765
Абдель Азиз ибн Мухаммед 1765-1803
Сауд ибн Абдель Азиз 1803-1814
Абдалла ибн Сауд 1814-1818
Под властью Египта, который формально был частью Османской империи 1818-1824

Второе государство Саудидов
Эмиры Эр-Рияда

Турки ибн Абдалла 1824-1834
Мишари ибн Абдуррахман 1834
Фейсал ибн Турки (1)
1834-1837
Халид ибн Сауд
1837-1841
Абдалла ибн Сунайян
1841-1843
Фейсал ибн Турки (2)
1843-1865
Абдалла ибн Фейсал (1)
1865-1871
Сауд ибн Фейсал (1)
1871
Абдалла ибн Турки
1871
Абдалла ибн Фейсал (2)
1871-1873
Сауд ибн Фейсал (2)
1873-1875
Абдуррахман ибн Фейсал
1875-1876
Абдалла ибн Фейсал (3)
1876-1887
Мухаммед ибн Сауд
1887
Под властью Джебель-Шаммара 1887-1902

Третье государство Саудидов
Эмиры Эр-Рияда

Абдель Азиз ибн Сауд [2] 1902-1921

Султаны Неджда и зависимых территорий

Абдель Азиз ибн Сауд 1921-1927

Короли Неджда и Хиджаза

Абдель Азиз ибн Сауд 1927-1932

Короли Саудовской Аравии

Абдель Азиз ибн Сауд
1932-1953
Сауд ибн Абдель Азиз
1953-1964
Фейсал ибн Абдель Азиз
1964-1975
Халид ибн Абдель Азиз
1975-1982
Фахд ибн Абдель Азиз
1982-2005
Абдалла ибн Абдель Азиз
2005-2015
Салман ибн Абдель Азиз с 2015

Примечания:
1. Мухаммед стал эмиром Эд-Диръии в 1726 г., но отсчет истории первого государства Саудидов традиционно ведется с 1744 г., поэтому указана именно эта дата.
2. По правилам арабского именословия первого правителя третьего государства Саудидов звали Абдель Азиз ибн Абдуррахман, но в исторической литературе за ним закрепилось имя Ибн Сауд, поскольку он был представителем династии Саудидов.

Источники:
1. Васильев А.М. "История Саудовской Аравии"
2. Энциклопедия "Кругосвет"
3. World Statesmen